Пару слов: Анна Каренина

Пару слов: Анна Каренина

Обычно я не пишу отзывы на фильмы в этом блоге, но, как отмечал Ницше, переживание прекрасного всегда сопряжено с желанием поделиться, а волна негатива, которая льется на этот фильм в социальных сетях, это желание подстегивает.

Несколько моих аргументов, почему этот фильм следует посмотреть.

Во-первых, декорации. Очень часто, когда снимается историческая драма, художники пытаются воссоздать атмосферу той эпохи через абсолютное копирование старых интерьеров. Не учитывается только то, что интерьеры тогда освещались совершенно иначе, и получается картонка. Здесь же применено не самое оригинальное, но самое действенное в данной ситуации, решение – театральная сцена.

В данном случае решение очень верное, даже в книге (а я Толстого обожаю) прослеживается четкое разделение на светское и интимное. Это чувствуется даже в тексте, и режиссер прекрасно смог прочувствовать этот момент и тонко его передал. Смешно, когда это решение критикуют те, кто читал Каренину в кратком изложении или не читал вовсе.

Вернусь к декорациям – они не копируют, а передают ощущение, что намного более ценно. И даже кульминация – Анна бросается под поезд и одновременно на сцену, а оказывается в реальном мире. Так глубоко и тонко прочувствовать вот эту грань перехода от светского к интимному может не каждый режиссер.

В общем, решение, примененное к декорациям, завораживает. И смена декораций придает фильму динамики…

Во-вторых, динамика. Это вообще одна из самых динамичных экранизаций классики, что я видел. При этом поражает чувство ритма в монтаже видео и звука. Присутствие этого ритма, вырывающегося то в музыке, то в картинке, то в звуке позволяет безошибочно считывать акценты. Когда даже вздох, вписанный общий ритм, звучит как гром.

В третьих, костюмы. Здесь тоже применено единственное возможное решение в данной ситуации – соблюдение общих мотивов без попытки копировать эпоху, что делает историю вневременной. Хочу отдельное внимание обратить на бижутерию – не было даже попытки имитировать ювелирный стиль имперской России – все аксессуары абсолютно современные и это еще одно правильное решение.

Складываясь, все эти факторы делают историю Анны Карениной понятной современному зрителю, что крайне важно в случае экранизации классики. Любое переосмысление должно начинаться с актуализации. Нет смысла говорить о чем-то без подтверждения жизненности идеи. Без свежего дыхания любая, даже самая великая книга, просто кучка бумаги. Я прожил еще не так много, но уже имел возможность наблюдать, как умирают книги. Как они буквально на моих глазах теряют жизненный потенциал, как становится абсолютно очевидным беспомощность автора и все, что когда-то билось живым пульсом и цвело, превращается в вычурную лепнину барокко, которая может привлечь внимание на несколько минут, но все время почему-то хочется зевнуть.

Витальная энергия Толстого похожа на зверя в пещере, к которому боятся даже приближаться. Джо Райт не побоялся и вошел в эту пещеру. Его взгляд очень интересен и целостен.

Фильм просто рекомендован к просмотру.

П.С. И пару слов по поводу исполнительницы главной роли. В России ее активно критикуют, потому что у нас в голове сидит жесткий стереотип о том, что Каренина – неотразимая красавица. Я же всегда ее себе представлял как женщину чуть больше чем симпатичную, обладающую светским обаянием, приправленным манерностью. Отключение последних двух факторов и девальвирует ее в глазах света, обнажая заурядность, да к тому же имеющую наглость декларировать альтернативные ценности. Кира с ролью справилась.

  • Комментарии Facebook
  • Комментарии Vkontakte