5 подводных камней профессии стилиста

5 подводных камней профессии стилиста

Когда в 2008 году я начинал свой переход из журналиста в стилисты, бум шоперов только начинался, и курсы обещали после трех месяцев обучения доход от 2500 долларов. Молодежь не помнит, но до 2008 года действительно казалось, что деньги падают с неба, особенно в Москве. Мне «повезло» начать свою карьеру «в засуху», поэтому о работе стилистом-шопером я могу рассказать много интересного.

Начать хотелось бы с «подводных камней» — о них не говорят в рекламе многочисленных курсов стилистики, но именно поэтому из 10 выпускников курсов развитие в этом направлении продолжают 1-2.

 

1. Глупые вопросы

 

В стилисты чаще идут натуры творческий, эмоциональные и впечатлительные. Они весело щебечут об индивидуальности и оригинальности, производят впечатление друг на друга и на преподавателя на курсах, но первый же клиент легко выбивает их из седла своей неосведомленностью в вопросах стиля. Оказывается, что клиент не может даже теплый оттенок от холодного отличить! Как с этим можно работать!

Стилист должен быть очень терпеливым учителем. Это между собой стилисты общаются на птичьем языке, а с обычными людьми нужно не только показать, но при этом и объяснить, почему именно так, а иногда и почему это можно считать красивым. Вам постоянно придется объяснять, причем чаще всего довольно простые, порой очевидные вещи. И сталкиваться с порой нелепыми (с вашей точки зрения) возражениями.

Но со временем вы начинаете понимать, что если человек пришел к стилисту, то он открыто признает, что в этом вопросе он менее компетентен, и он не на тебя, красивого, пришел посмотреть, а получить информационную услугу. И хорошо, что он задает глупые вопросы, и чем глупее, тем лучше, значит он раскрылся и доверяет твоему мнению.

Позже у вас начнет возникать ощущение тревоги, если клиент рядом долго не задает глупых вопрос, и тогда только какое-нибудь «А как называется этот цвет?» может пролить бальзам на душу.

 

2. Чужие проблемы

 

Когда между стилистом и клиентом устанавливается личная связь, в разговор начинают просачиваться все более и более далекие от стиля темы. Часто, видя в стилисте профессионального собеседника, клиенты стремятся поделиться всем, что их беспокоит. Самое сложное здесь – сделать вид, что ты вот этого только что не слышал.

Поэтому нужно четко сформировать у себя этические нормы и держать дистанцию, чтобы не пришлось, как когда-то мне, в два часа ночи успокаивать по телефону пьяную клиентку, получившую письмо от любовницы мужа.

При всей симпатии к клиенту, при всем позитиве и соблазнительности ситуации стать хорошим приятелем, следует соблюдать определенные нормы и держать дистанцию, иначе придется кроме своих тараканов в голове, иметь дело еще и с чужими проблемами.

 

3. Претензии

 

Проблема в том, что с клиентом вы на разных уровнях стиля (см. выше), и иногда настолько на разных, что коммуникация вообще невозможна. К тому же, у клиента иногда может быть неадекватное представление о твоем труде и стоимости твоих услуг. Если порыться, можно найти негативный отзыв о моей консультации, главная причина возникновения которого, разное представление у меня и у клиента об объеме работы.

У меня в голове четко ограничен объем времени, которое я выделяют на консультацию. Из лояльности я могу что-то добавить, но я понимаю, что я не буду «ночевать» с этой работой. Клиенту же может показаться, что за 100 евро он покупает вас полностью. Он видит ваш образ, и при этом не представляет, сколько стоит эта одежда, курсы повышения квалификации, поездки на выставки пр. Ему кажется, что если он заплатил 100 долларов, деньги для него вполне достойные, он получает вас полностью. Поэтому крайне важно до оказания услуги четко сформулировать, что клиент получит в итоге, и предупредить его о возможных трудностях в работе.

 

4. Работа с магазинами

 

Как только вы примелькаетесь, вас начнут звать в различные шоурумы и предлагать процент от продаж. На некоторых курсах даже рекомендуют начинать работу с магазинами как можно раньше. Но у меня по этому вопросу довольно четкая позиция: стилист – адвокат клиента.

Вы представляете интересы клиента, вы должны быть автономной фигурой. Как только вы соглашаетесь на процент, вас начинают воспринимать как внештатного сотрудника. Никогда это еще не приводило к улучшению сервиса, всегда только наоборот. И обязательно будут возникать ситуации, когда «забыли посчитать» или «с этого только 3%». Я в таких случаях предлагаю мой процент перевести в скидку клиенту. Так я формирую еще более лояльное отношение клиента и не попадаю под зависимость магазина.

 

5. Сезонность загрузки

 

У стилистов, как у психиатров, работа сезонная. Весной, как только теплеет, мне может поступать в день по десять заявок на консультацию. Но при этом после нового года и в июле-августе волком выть хочется.  Я придумал компенсировать эти простои поездками в Милан, доведя логистику этого процесса до совершенства, о чем позже еще обязательно расскажу. Также за это время я подтягиваю языки и много читаю. Полезно также поработать с блогом и пр. презентационными материалами,провести несколько мастер-классов .

Вал начинается и заканчивается всегда внезапно, поэтому адекватно планируйте свои финансы и составьте план своего развития, чтобы новый вал отработать еще лучше!

Это, разумеется, не все подводные камни профессии стилиста. Продолжать?

  • Комментарии Facebook
  • Комментарии Vkontakte