Интервью для газеты "Комментарии"

Интервью для газеты "Комментарии"

Исследовать и лечить украинских шопоголиков некому

Об особенностях поведения шопоголиков в Украине и мире «Комментариям» рассказал индивидуальный консультант по стилю Роман Медный

Кто такие шопоголики? Считается ли шопоголизм зависимостью либо заболеванием?

В мировой практике шопоголизм — один из синдромов навязчивых состояний. Мозг шопоголика имеет приблизительно те же сбои в программе, что и мозг человека, больного булимией. Главный признак — иррациональность поведения. Важный нюанс в том, что шопоголики — это не те потребители, которые много покупают, а те, кто имеет склонность к совершению покупок необоснованных. Данное отклонение может быть диагностировано психиатром, а вопрос о лечении становится актуальным, когда заболевание вступает в асоциальную стадию, причем чаще всего за помощью обращаются родственники, сам же больной нередко свою проблему отрицает. Украинский Минздрав такого отклонения не признает, поэтому закрепленного определения шопоголизма в Украине нет. Соответственно, ни исследовать, ни лечить украинских шопоголиков некому.

Какие особенности вы бы отметили в поведении шопоголиков в разных странах мира по сравнению с Украиной?

Разница только в количестве товаров и их стоимости. Шопоголик возвел ритуал потребления в культ. Возможным это стало вначале в США и Европе, где уровень жизни очень высокий и потребительское кредитование чрезвычайно развито и привычно для обывателя. В Украине же, где большая часть населения 50% дохода семьи тратит на продукты питания, широко развиться это отклонение не может. Как аллергия на фейхоа — может, она у кого-то и есть, но кто же в Украине ест фейхоа? Так что средний европеец или американец совершает гораздо больше покупок под влиянием импульса. Для них цена не принципиальна, поскольку редкое пальто стоит более 10% дохода. У нас же все крупные покупки обычно планируются заранее. А наиболее типичный пример шопоголизма — когда украинки в депрессии идут в магазин и накупают там разноцветных кофточек для поднятия настроения. Организм запоминает эйфорию от приобретения и стремится ее повторить.

Почему, несмотря на значительно расширившийся ассортимент отечественных торговых сетей, многих украинцев, выехавших за границу, тянет заняться шопингом?

Они уверены, что в Европе ассортимент еще шире. И наши соотечественники за рубежом в первую очередь обращают внимание на ширпотреб самого низкого ценового сегмента. Покупатель не особо обращает внимание на качество товара — срабатывает стерео­тип, что в Европе все сделано лучше, что для европейских магазинов массмаркет-бренды используют более качественные материалы. Поэтому покупатель упорно не желает замечать ниток, торчащих из испанской Zara.

С другой стороны, крупные мировые ретейлеры смело выходят на украинский рынок, так как не ощущают здесь никакой конкуренции со стороны местных производителей. При этом им удается выдавать европейский ширпотреб за приличную марку. В ближайшее время эта тенденция сохранится.

Проблема еще и в том, что в Украину, в силу высоких таможенных пошлин и коррумпированности чиновников на всех уровнях, супердешевые товары просто не завозятся. При сравнении ассортимента брендов, представленных здесь и там, разница в цене на товары категории массмаркет составляет около 20%, прет-а-порте-де-люкс — 30–40%.

Существует ли у наших потребителей зависимость к приобретению брендовых вещей?

Когда украинец покупает бренд, он покупает, как ему кажется, качество. И поэтому в закупке украинских бутиков большая часть вещей должна укладываться в понятие «добротные». Сиюминутная экстравагантность — для Украины это слишком дорого. У нас даже светские львицы зачастую появляются в арендованных или перешитых платьях. Второе, за что платят брендоманы, — это престиж. Если ты отдаешь за вещь 10 тысяч гривен, все вокруг должны об этом знать. Поэтому если на брендовой вещи нет логотипа, в Украине она своего покупателя не найдет. Ну и третий аргумент — игра в моду. Из-за полного отсутствия собственных модных институтов обращение к зарубежным авторитетам — наиболее действенный аргумент для того, чтобы выделиться в тусовке. Если нет денег на дорогую обувь, то хотя бы носки должны быть брендовые!

Текст: Светлана Попель

Публикация на сайте издания.

  • Комментарии Facebook
  • Комментарии Vkontakte